Бум на клеточном уровне

На первый взгляд все выглядит очень логично, просто и даже эстетично. Как известно, наш организм состоит из огромного количества самых разнообразных клеток. И все они когда-то (точнее, когда мы с вами пребывали на сладкой эмбриональной стадии своего развития) были стволовыми - или, иначе говоря, недифференцированными, не имеющими четкой специализации. Потом, по мере нашего развития, они стали дифференцироваться, то есть становиться клетками сердца, клетками печени, клетками кожи и т. д. В дальнейшем происходит следующее: мы с вами взрослеем и - увы! - стареем, клетки наши - вместе с нами. Они уже не так стремительно обновляются. Они запаздывают - и у нас обнаруживаются всякие неприятности со здоровьем. Они медлят с производством коллагена - и на наших лицах появляются морщины.
или все-таки не знаю?..
Итак, на сегодняшний день доподлинно известно следующее. Эти самые стволовые клетки водятся: а) в эмбриональных тканях человека; б) в эмбриональных тканях животных; в) в пуповинной крови младенцев; г) в организме взрослого человека. Правда, их количество везде разное: максимальное - у эмбрионов, минимальное - у взрослых людей, к тому же у взрослых в наибольшей своей концентрации они находятся в избранных местах - костном мозге, подвздошной кости. Известно также, что теоретически эти стволовые клетки могут становиться клетками любого органа. Более того, те стволовые клетки, которые имеются "в резерве" в организме взрослого человека, именно этим и занимаются, когда слышат откуда-то (из печени, скажем) сигнал SOS: они устремляются в больной орган и все свои силы бросают на его исцеление.
Вот, собственно, и все, что серьезные биологи и честные медики утверждают наверняка. Об остальном (то есть о том, что уже напропалую обещают не слишком добросовестные коммерческо-медицинские учреждения, - об излечении всех болезней и вечной молодости) они пока только догадываются, ставят опыты и проводят клинические исследования.
"Да, мы работаем со стволовыми клетками, - говорит врач-онколог, профессор, член-корреспондент РАМН, зам. генерального директора Московского научно-исследовательского онкологического института имени П. А. Герцена МЗ РФ Игорь Владимирович Решетов. - Работа идет в трех направлениях: во-первых, в результате лечения пациентов методом химиотерапии многие клетки крови гибнут и нуждаются в 'замене' - для этой 'замены' могут быть использованы стволовые клетки. Во-вторых, клеточной терапией мы стараемся победить саму опухоль. В-третьих (и это уже относится не к клеточной терапии, а к биоинженерии), мы используем клетки для воссоздания тех тканей и органов, которые были ампутированы в результате лечения. Да, все это дает положительные результаты. Но пока эти результаты - предмет внутринаучного обсуждения, а не готовые 'рецепты'. Я настаиваю именно на таком определении. То, что утверждают некоторые 'деятели от медицины' - что лечение стволовыми клетками непременно дает определенный клинический эффект, - это еще не доказано. Подобные заявления - это дань моде, желание заработать, и в конечном итоге просто дискредитация метода".
"Конечно, все это очень соблазнительно звучит. Конечно, каждому хочется поверить, что это возможно. И конечно, редкая женщина не мечтает продлить себе молодость, - говорит врач Галина Корчак, генеральный директор клиники пластической хирургии 'Корчак'. - Но... Я внимательно слежу за серьезными научными публикациями, которые касаются этого вопроса, и отслеживаю те обещания, которые появляются в рекламе. Так вот, вторые опережают первые настолько, что диву даешься. Например, считается, что 'подсаженные' стволовые клетки должны по велению врача и по хотению пациента становиться клетками того органа, который, с точки зрения врача и пациента, нуждается в 'ремонте'. Но станут ли?.. Это пока вопрос. Да, из стволовых клеток удалось вырастить клетки сердечной мышцы - миобласты и клетки кожи - фибробласты. Косметологи работают с фибробластами, кардиохирурги - с миобластами.
Во время операции на сердце они вводят эти клетки в сердечную мышцу. Говорят, что результаты обнадеживающие, выздоровление пациентов идет успешнее. Эти операции проводятся в самых солидных учреждениях - например, в Институте клинической кардиологии - и делают их самые достойные врачи, например знаменитый кардиохирург Ренат Акчурин. Но даже в этих учреждениях, по собственному признанию Акчурина, нет аппаратуры, которая помогла бы констатировать: да, введенные клетки 'прижились' в сердце и стали там работать. Что же говорить об остальных?.."
Итак, куда, в какой орган направятся введенные вам, скажем, в область живота клетки - вопрос до конца не ясный. Как именно они будут там работать? Сколько их (какое количество) нужно вводить для получения ожидаемого результата? И благодаря чему вы после этого будете (если будете) чувствовать себя лучше - благодаря их чудотворному влиянию на организм или благодаря известному и многократно описанному эффекту "плацебо" (это когда благодаря внушению и самовнушению даже таблетка-"пустышка" способна победить головную боль) - еще один немаловажный вопрос, на который на научном уровне вам пока никто не даст ответа.
не медицинский вопрос
Кроме того, среди всех этих медицинских вопросов есть один, который касается не медицины, а ваших личных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Иначе говоря, готовы ли вы использовать для продления своей молодости и улучшения своего здоровья стволовые клетки, полученные из эмбриональной ткани человека?
С этим дело обстоит так. Нужно отдавать себе отчет, что никто (даже самые коммерчески хищные структуры) не провоцирует женщин делать аборты. Помимо этого, человеческий эмбрион может быть просто создан в пробирке (как это делается при экстракорпоральном оплодотворении). А также (см. выше) вы можете использовать свои собственные стволовые клетки, которые путем операции извлекут из вашего же тела. В этом случае вы полностью избавляетесь от сомнений этического характера. И кстати, многие врачи согласны с тем, что в этом случае риск заражения чем бы то ни было исключается полностью.
давайте делить риски!
Зато хватает рисков иного рода. Первый (и самый ничтожный) - это просто потратить на внедрение в свой организм стволовых клеток сумму от 12 000 долларов до... Впрочем, "до" тут отсутствует в принципе, так как некоторые компании предлагают отправиться для осуществления этой процедуры на Карибы - отель, разумеется, многозвездный, перелет, разумеется, бизнес-классом. И не получить ничего, кроме красивого загара.
Или получить результат, несопоставимый с ожидаемым: в течение полугода вам будет казаться, что вы молодеете буквально на глазах, а потом вам так казаться перестанет, вы обнаружите парочку новых морщин или просто общую усталость... и станете подумывать о необходимости "нового клеточного впрыска". (Да-да, на эти инъекции, как и на любые другие, запросто можно "подсесть": люди, которые привыкли ходить к косметологу и делать процедуры, страдают, когда по какой-либо причине не могут вовремя пройти курс; люди, которые один раз сделали себе инъекции ботокса или перлайна, через год-полтора приходят на повторные сеансы, поскольку жить с морщинами не привыкли и привыкать не желают. В сущности, в такой позиции нет ничего неожиданного - к хорошему вообще быстро привыкаешь и с трудом от этого отказываешься. С той только разницей, что косметические процедуры и тот же перлайн точно не производят никакого негативного эффекта. А про стволовые клетки это еще никто не может сказать с уверенностью.
Или получить что-нибудь посущественнее и похуже. Скажем, инфаркт или рак. В серьезном медико-биологическом журнале The Lancet, например, были описаны результаты эксперимента, при котором шесть здоровых собак получили инфаркт миокарда после введения им мезенхимальных стволовых клеток. Исследователи видят причину в большем диаметре собачьих стволовых клеток (по сравнению с человеческими), кроме того, довольно плохо описаны другие детали эксперимента, но тем не менее...
Что же касается рака, то врачи и ученые, когда я просто задавала им этот вопрос: может ли введение стволовых клеток привести к развитию злокачественной опухоли? - сначала заявляли, что это тема диссертации, а не статьи в глянцевом журнале, после чего высказывались так:
"Как ученый я не могу полностью исключать опасность онкологических заболеваний при трансплантации в человеческий организм недифференцированных, то есть стволовых, клеток, - говорит известный ученый-биолог Василий Васильевич Вельков. - Дело в том, что недифференцированные клетки, так же как и клетки, пораженные раком, обладают способностью делиться. Тут, конечно, есть серьезное отличие. Способность делиться у здоровых недифференцированных клеток ограничена. А способность делиться у раковой клетки безгранична. С точки зрения науки, раковая клетка и есть клетка, которая делится беспрерывно. Известны ли мне случаи заболевания раком после введения стволовых клеток подопытным мышам, собакам и прочим животным, над которыми обычно ставятся подобные опыты? Нет. Известны ли мне такие случаи, произошедшие с людьми? Тоже нет. Могу ли я взять на себя ответственность полностью отрицать такую возможность? Опять-таки нет. Видите ли, слишком мало еще прошло времени, чтобы наука могла дать ответ на эти вопросы. Наука, как всегда, говорит: дайте нам еще 500 миллионов долларов и 500 лет на исследования - и мы вам все обязательно расскажем... Я понимаю уязвимость такой позиции, но другой у науки нет".
"Теоретическая возможность того, что введенные в организм стволовые клетки спровоцируют возникновение злокачественной опухоли, существует, - говорит онколог Игорь Владимирович Решетов. - Точнее, если в организме есть хотя бы несколько клеток, находящихся 'на грани', то из-за 'вливания' большого количества активно делящихся стволовых клеток они могут смутировать и превратиться в опухоль. Нет, лично я не сталкивался с подобными случаями. Но прошло еще очень мало времени... У медицины есть одно мерило эффективности и безопасности метода - отдаленный результат. Так вот, у этого метода отдаленных результатов - ни положительных, ни отрицательных - пока нет".
клетка клетке рознь
Все вышесказанное отнюдь не значит, что от всех клеточных методов надо бежать сломя голову. Еще раз повторим: выше речь шла именно о стволовых, недифференцированных, не имеющих специализации клетках. Дифференцированные клетки отличаются от них тем, что, во-первых, являются клетками какого-то определенного органа, во-вторых, тем, что их воздействие на организм более локально, тем, что их возможности ограничены (клетки кожи при всем своем и нашем желании не превратятся в клетки крови или печени), - и тем, что они более изучены.
На "клеточном" фоне более или менее ясная ситуация сложилась с фибробластами - клетками, отвечающими за состояние кожи и слизистых тканей. Их довольно давно уже применяют при лечении крупных ожогов, когда организм не в состоянии быстро и в нужном количестве вырастить свои собственные клетки кожи: накладывают на рану пластырь, "пропитанный" фибробластами, и заживление идет быстрее, а пациент в итоге выживает и выздоравливает.
Сравнительно недавно те же фибробласты в виде инъекций стали применять в стоматологии (в комплексном лечении заболеваний парадонта и при вживлении имплантатов, когда желательно получить быстрый рост слизистой ткани и избежать появления рубцов) и в косметологии. Стоматологи довольны результатами: "Я ввожу пациенту взвесь, которая содержит клеточную культуру фибробластов, и могу подтвердить, что рост тканей и общий процесс заживления идет гораздо быстрее, осложнений не возникает. Препарат, который я использую, сертифицирован Министерством здравоохранения РФ и проверен на отсутствие посторонних инфекций. Это дает гарантию, что больной не будет инфицирован и не заболеет впоследствии ни гепатитом, ни герпесом, ни какой-нибудь еще болезнью. Более того, в заключении о безопасности применения этого препарата сказано, что они 'онкогенно безопасны'", - говорит врач-стоматолог, кандидат медицинских наук Вилена Исмайловна Исмайлова.
Косметологи тоже довольны результатами: "Для профилактики старения мы применяем заместительную терапию, используя аутогенные фибробласты. То есть берем у человека небольшой кусочек его же кожи (под местной анестезией), помещаем его в специальный раствор, отвозим в лабораторию, где в течение 3-4 недель клетки, находящиеся в определенных условиях, начинают активно расти и размножаться. Затем вводим пациенту свежеполученные клетки в те места, где старение кожи наиболее заметно, - в кожу лица, шеи, декольте или рук. Замечу, что в данном случае полностью исключается возможность заражения какой бы то ни было инфекцией: клетки эти являются родными клетками пациента! Вообще существует несколько методик введения. Согласно одной, клетки надо вводить ударной дозой в течение трех дней, после чего результат длится в течение года. Согласно другой, пациент приходит в клинику раз в два-три месяца и ему 'подсаживают' его клетки постепенно. Второй вариант мне представляется более правильным, ведь срок жизни этих 'подсаженных' фибробластов конечен, и, как только он заканчивается, мы делаем следующую инъекцию", - говорит Этери Крихели, главный врач Клиники лазерной косметологии "Клазко".
Сразу уточним: инъекции фибробластов не обещают исцеления от всех болезней и не стоят заоблачных денег. Стоимость этой процедуры вполне сопоставима со стоимостью обычной дорогостоящей косметической процедуры, в которой используются привычная косметика класса люкс и дорогостоящая аппаратура.
спокойствие, только спокойствие!
Означает ли все это, что, хотя новую печень пока в промышленных масштабах не выращивают, новую кожу на лице я могу получить уже завтра? Увы, нет. Более того, честные врачи, работающие в области косметологии, говорят об этом прямо. "Я абсолютно уверена в безопасности вводимых нами пациентам аутогенных фибробластов. Настолько, что сама себе сделала подобную процедуру. Результатом я осталась очень довольна, но переоценивать эффективность не буду. Если вам станут говорить, что это может заменить лифтинг, не верьте. До сих пор нет процедуры или операции, способной заменить его, если к нему действительно есть показания. Но устранить мелкие морщины, эту так тревожащую женщин сеточку мелких морщин около глаз, сделать цвет лица более ровным и ярким, повысить упругость кожи - да, это все возможно", - говорит Этери Крихели.
"Я хочу говорить своим пациентам правду, - говорит Галина Корчак. - Мы используем эмбриональные и аутофибробласты, и, безусловно, положительный результат от введения фибробластов есть. Но то, что этот результат 'превосходит все ожидания', что это очередной 'эликсир молодости', что это 'панацея от времени', - так утверждать просто безответственно. Как безответственно и говорить, что из 55-летней клиентки с помощью введения этих клеток можно сделать 35-летнюю. Да, состояние кожи у нее станет лучше. Да, исчезнут какие-то морщинки. Но время не остановится и тем более не повернется вспять. Насколько стоек будет этот эффект, я не могу пока сказать. Насколько он будет очевиден - тоже".
Итак, наступление "вечной молодости" пока откладывается. На неопределенный срок. Но то, что мы - в очередной раз! - стоим на пороге нового этапа в медицине, - это бесспорно. И очевидно, что порог этот мы перейдем. Хотелось бы только, чтобы с наименьшими потерями, вещественными и нравственными.